им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
 им.Д.И.Менделеева

Музей народного образования Тюменской области

Содержание:



А. В. Гилевич, ветеран педагогического труда

К юбилею музея народного образования

Музеи разные бывают,
Не всё в них душу согревает.
Стоят там ценные предметы,
Царей семейные портреты.
Завидное искусство их,
Но веет холодом от них.
А здесь - музей совсем другой,
И экспонат его иной.
Висит табличка у дверей
«Педагогический музей».
Я с трепетом вступаю в зал,
В тот мир, что юность согревал,
Когда цвели в душе моей
Мечты давно ушедших дней.
Особая здесь аура царит,
Подвижнический дух хранит.
И нас уносит в мир другой,
Всех, с просветленною душой.
Здесь все былое, все родное,
Уму и сердцу дорогое.
Здесь встречу всех учителей,
Что живы в памяти моей.
И кем бы в жизни ни был я,
Живут во мне учителя.
Я им скажу: «Спасибо Вам
За то, что в жизни стою сам».
Здесь смотрят с высоты своей
Династии учителей:
Вот Эристовы, вот Поповы,
Семья Евсеевых, а вот Петровы.
Кого-то в этом зале нет,
Но в жизни этой есть их след.
Мы чтим их память все равно,
И на душе у нас светло.
И долго пусть живет музей
Как храм для всех учителей.
Скажи, входящий в этот храм:
«За Вашу жизнь спасибо Вам,
Подвижникам-учителям».

Г.Т. Бонифатьева
директор музея, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин г. Тобольска
Преклоняю голову перед благородным и вдохновенным трудом людей, собравших и оформивших бесценные материалы по истории образования Тюменского края.
В. И. Загвязинский, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.

Слово о музее

Город Тобольск - родина первой Сибирской школы, основанной в 1701-1702 гг. воеводой М. Я. Черкасским. За три минувших века в Тобольске сложился уникальный историко-педагогический опыт, требующий всестороннего изучения и широкой популяризации. Эту задачу призван решать Музей народного образования Тюменской области, открытый при имени Д. И. Менделеева. Торжественное открытие музея состоялось 18 июля 1987 года - в день празднования 400-летия города Тобольска. Идея создания педагогического музея принадлежала ректору института, профессору Коневу Юрию Михайловичу (а ныне - депутату Госдумы), который был глубоко убежден, что институт должен иметь музей по истории народного образования и педагогической мысли в Тюменском крае. Организатором, создателем и директором музея является Г. Т. Бонифатьева, педагог с полувековым стажем, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин г. Тобольска.

Музей в своей работе ставит следующие цели:

  • раскрыть и научно документировать историю развития народного образования в Тюменском крае с XVIII века до настоящего времени;
  • служить научно-методическим и учебно-воспитательным подразделением института, активно участвовать в подготовке высококвалифици-рованных специалистов для школы;
  • строить работу совместно с комитетом по образованию, школами и учебными заведениями области;
  • пропагандировать передовой педагогический опыт, наглядно отра-жать процесс преобразования школьной системы;
  • проводить профориентационную работу среди учащихся и студен-тов, прививать им интерес и любовь к учительской профессии;
  • быть научно-методическим центром по вопросам развития народно-го образования, оказания методической и практической помощи музеям школ и учебных заведений.

Научный фонд музея включает около 20 тысяч единиц хранения (письменных, вещественных, изобразительных), дающих представление:

  • об учебных заведениях и учителях Тобольской губернии;
  • учителях, участвовавших в создании советской единой трудовой и национальной школы;
  • заслуженных учителях школ Российской Федерации;
  • учителях и учениках - участниках Великой Отечественной войны;
  • о передовом педагогическом опыте и школах нового типа в Тюменской области.

Музейный комплекс состоит из постоянной экспозиции, фондов и библиотеки. В фондах музея хранятся свыше 300 дел, из них 275 личных, 38 тематических. Вместе взятые личные и семейные фонды ветеранов труда позволяют воссоздать и оценить впечатляющий образ Народного учителя, призванного словом и делом утверждать в обществе «разумное, доброе, вечное». Музей имеет интересные коллекции: произведения худож-ников и скульпторов; изделия народного творчества; значки, ордена и медали; композиции из дерева, кости, керамики, пластики. Нашей гордостью являются комплект юбилейных медалей «Русские и зарубежные писатели», «Славен город Тобольск», серии открыток по темам «Тобольск старый», «Тобольск современный», «Из жизни гимназистов» и другие; учебные приборы и наглядные пособия, свидетельствующие о разных этапах развития народного образования.

Библиотечный фонд музея скомплектован из учебно-методической литературы, подаренной в разное время учителями школ и преподавателями институтов. Определенную помощь литературой оказали Государственные библиотеки им. В. И. Ленина и им. К. Д. Ушинского. В библиотеке музея представлена педагогическая, научная, учебно-методическая литература, учебники, педагогические журналы и газеты дореволюционных и современных изданий.

Общая экспозиция музея состоит из двух отделов: дореволюционного и современного. В первом отделе (конец XIX - начало XX веков, до 1917 г.) отражены две темы, оформлены два интерьера: класс церковно-приходской школы и кабинет физики в гимназии.

Первая экспозиция посвящена теме «Состояние народного образо-вания в Тобольской губернии». В ней рассказывается об истоках и развитии просвещения, грамотности населения края, типах школ по сословиям, учительских семинариях и об открытии первого высшего учебного заведения в губернии (Тобольского учительского института 1916 - 1919 гг.). Экспозиция знакомит с педагогическими коллективами учебных заведений и отдельными учителями: Г. Я. Маляревским, А. А. Ксенофонтовой, А. А. Терновским, Н. Ф. Воскресенским, И. Я. Словцовым, просветительской деятельностью декабристов И. Д. Якушкина, А. М. Муравьева, П. И. Свистунова. Использованы различные документы, в том числе уникальные: аттестаты и свидетельства об окончании учебных заведений, Похвальный лист Тобольской губернской гимназии, выданный в 1908 году Александру Терновскому, Похвальный лист Тюменского уездного училища, выданный в 1915 году Анастасии Кузякиной, «Правила поведения учениц Епархиального училища» Нины Щегловой, серебряная медаль «За усердие» учительницы А. Ф. Булатниковой.

Экспозицию «Влияние передовой интеллигенции на развитие просвещения края» открывают горельефы выдающихся земляков: С. У. Ремезова, В. Г. Перова, Д. И. Менделеева, П. П. Ершова, А. А. Алябьева, выполненные Н. В. Распоповым, членом Союза художников России.
Эта экспозиция посвящена жизни, педагогической деятельности, научному подвигу Д. И. Менделеева, первого почетного гражданина г. Тобольска. В экспозиции представлен материал о декабристах, педагогической деятельности П. П. Ершова, М. С. Знаменского.

Оба раздела экспозиции дополнены литературой о наших замечательных земляках, среди них с дарственными надписями авторов Л. Беспаловой, Д. Копылова, Д. Ткалича, Н. Суртаевой, В. Софронова. В экспозиции три живописных полотна «Тобольск начала XX века», «Село Аремзяны» В. Игловикова, члена Союза художников России, и «Тобольский драматический театр» В. Балдина, бывшего главного художника театра; композиция из керамики по сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» художницы Л. Шоноровой.

Во втором отделе экспозиции (1917 - 2002 гг.) отражены двенадцать тем. Оформлен интерьер школы ликвидации безграмотности (ликбез);
макеты: школа I ступени, комплекс им. Д. И. Менделеева; компо-зиции: «400 лет Тобольску», «На строительстве школы», «Первый трактор»; макеты значков «Отличник», «Народный учитель» и другие (чекан-ка), живописное полотно «Урок в национальной школе» В. Игловикова, панно с гербом г. Ишима, плакаты.

В экспозиции «Октябрь в нашем крае» рассказывается о первых декретах по вопросам народного образования, об основных принципах школьного и просветительского дела, о начале работы по ликвидации неграмотности в крае, первых учителях новой школы М. А. Елохиной, А. М. Храмовой, А. Д. Соколовой, Е. Г. Чекмезовой, основоположниках советской педагогики. В экспозиции представлены подлинные учебники и учебные пособия, литература - издания 20-х годов.

Экспозиция «Становление единой трудовой школы» повествует о работе первых школ и учителях, которые стояли у ее истоков (А. А. Красновской, М. И. Гостевой, Е. С. Клочковой, Б. Г. Гарифуллине, А. П. Милиновской, П. Т. Сенютиной); о борьбе с беспризорностью и организации общества «Долой неграмотность»; об открытии первых детских дошкольных учреждений, первых педагогических учебных заведений и педагогических курсов. В экспозиции много документов, предметов педагогического труда и быта учителей, среди них редкие: членский билет и устав общества «Долой неграмотность», первый российский паспорт, первые трудовые списки (трудовые книжки), документы Тобольского педтехникума, материалы о работе отделения народов Севера и туземной школы при Тобольском педтехникуме.

В экспозиции «Комсомольское и пионерское движение 20-30-х годов» рассказывается о рождении Тюменского комсомола, первых комсомольцах и их делах; становлении пионерской организации в крае, первых пионервожатых и пионерах; участии комсомольцев и пионеров в борьбе с беспризорностью, безграмотностью населения. Здесь много интересных документов, предметов комсомольской и пионерской атрибутики. Наибольший интерес у посетителей вызывают комсомольские и пионерские значки, комсомольские билеты 20 - 40-х годов, галстук с зажимом, чертежный прибор, который принадлежал одному из первых комсомольцев Тобольска Васе Звереву, замученному в тюрьме и захороненному в братской могиле (в саду Ермака); кубок, посвященный 70-летию Тобольского комсомола, подаренный музею ветераном войны и труда В. М. Южаковым. Тема «Народное образование в предвоенный период (30 - 40-е гг.)» представлена двумя экспозициями. В первой отражено состояние народного образования в годы первых пятилеток, рост и укрепление советской школы, подготовка педагогических кадров, открытие татарского педучилища, первых высших учебных заведений в Тюмени и Тобольске, проведение Всероссийской аттестации учителей, организация и про-ведение курсов подготовки и переподготовки педагогов. Имеются материалы об учителях: М. А. Тверитиной, Р. А. Хру-щевой, А. И. Евсеевой, 3. Р. Бекшеневе, М. Д. Каштановой, О. И. Софроновой, В. Ф. Трофимовой, И. Ф. Евсееве и дру-гих, а также документы об учителях жертвах политических репрессий. Большой интерес у посетителей, особенно молодежи, вызывает патефон, эпидиаскоп, весы, разновесы и другие наглядные пособия.

Во второй экспозиции по этой теме идет рассказ о развитии просвещения на Севере, в Ямало-Ненецком и Остяко-Вогульском (Ханты-Мансийском) округах, о работе по созданию ал-фавита для национальных меньшинств, которые до этого времени не име-ли своей письменности, о подготовке букварей и других учебников на ненецком, хантыйском и мансийском языках, об открытии первых нацио-нальных школ и училищ, об учителях: П. Е. Хатанзееве, В. Ф. Михайло-вой, А. Н. Лоскутовой, М. П. Калабиной, В. В. Уженцеве, первом дирек-торе Салехардского национального педучилища Е- Е. Мельнике, первом ученом Н. И. Терешкине, первых национальных писателях и драматур-гах. В экспозиции много книг и учебников на ненецком, хантыйском, ман-сийском языках, среди них уникальные: первый букварь на ненецком языке Г. Прокофьева «Новое слово», (М., 1932 г.), «Книга для чтения» на ненецком языке П. Жулева. (М.- Л., 1933 г.), Материалы I Всероссийс-кой конференции по развитию языков и письменности народов Севера. В оформлении экспозиции использованы творческие работы ветерана вой-ны и труда В. Южакова, тобольских резчиков по кости; изделия учащих-ся Саранпаульской национальной школы, жанровые картины учителя Г. Тимофеева, посвященные праздникам в национальной школе.

В экспозиции «Народное образование в период Великой Отечественной войны» отражен материал о деятельности школ, детских домов и учебных заведений в годы войны, об организации оборонно-спортивной работы, учителях, учениках и студентах, ушедших на фронт: А. И. Татар-никовой, Я. К. Занкиеве, А. Г. Гаитове, М. Г. Трапезникове, А. Л. Поповой, Н. А. Новгородовой, Ю. Г. Созонове, А. А. Мартемьяновой, Н. Т. Адамове, Героях Советского Союза - В. Худякове, Г. Кошкарове, К. Ряжеве, Н. Сотникове, А. Звереве, И. Королькове, о самоотверженном труде работников народного образования, открытии ФЗУ и РУ, об организации Тюменской области (1944 г.), первом заведующем облоно С. Г. Казанцеве, заслуженном учителе Российской Федерации. В экспозиции использовано много документов, предметов, значков, в том числе значок «Ворошиловский стрелок», репродуктор, барельеф «Мать солдата» и кубок «День Победы», выполненные ветеранами войны и труда П. Томиловым, В. Южаковым. Отдельно выделен материал о польском детдоме, который находился в городе с 1942 по 1946 годы. Эти материалы вызывают большой интерес у посетителей, особенно из Польши.

По теме «Состояние народного образования в Тюменской области после войны» оформлены две экспозиции, в которых идет рассказ о работе учителей по всеобучу, об открытии новых школ и учебных заведений, в том числе Ишимского учительского института; о приходе фронтовиков в школы и учебные заведения, о первых областных учительских съездах, результатах педагогического поиска учителей: Г. Я. Сотникова, Р. Ф. Кугаевской, А. А. Тронтьевой, В. Ф. Трофимовой, Н. Н. Поповой, М. А. Глушковой, В. М. Чупровой, Е. П. Волковой, К. Ф. Трофимовой, Т. Н. Гостевой, А. Ф. Поповой, Г. В. Шананина Н. Т. Адамова - заслу-женных учителей Российской Федерации, о награждении работников образования орденами и медалями за доблестный труд в годы войны, о результатах работы по выполнению Закона «Об укреплении связей школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1958 год), открытии первых школ-интернатов. Материал о Я. К. Занкиеве знакомит посетителей с ним не только как с заслуженным учителем, но и писателем. В экспозиции представлены его роман «Зори Иртыша» на татарском и русском языках и рассказы для детей.

Экспозиция «Народное образование в 60-е годы» повествует об осво-ении нефтегазовых районов Севера и бурном развитии школ в этих районах, роли общеобразовательной и высшей школы в решении социальных задач развития области, победе «тюменской тетради» на печатной осно-ве, росте высших и средних специальных учебных заведений, об учителях-новаторах: Н. И. Телюпе, А. С. Знаменском, Н. М. Глухих, М. Н. Шабалиной, 3. П. Шараповой, П. Ю. Хайновском, М. Ф. Грибановой, Е. Г. Селяниной, А. Н. Чусовитиной, К. Д. Шишкиной, И. Г. Матвееве, М. В. Никифоровой и других. Особый интерес в этой экспозиции вызывают книги: «Тюменская область за 50 лет» (статистический сбор-ник, 1967 г.), «Школа Тюменской области» (сборник, 1968 г.), «Тюменская тетрадь» П. К. Худолеева (тетради на печатной основе), «Народное образование Тюменской области за 50 лет» (П. К. Худолеев, 1967 г.). Вызывает интерес композиция «На Севере»; капсула-снаряд с землей с могилы Неизвестного солдата (г. Москва), которую передали в музей студенты-участники велопробега «Тобольск - Москва».

Тема «Народное образование на современном этапе» раскрывается двумя экспозициями. В первой идет речь об основных направлениях системы народного образования на основе реформы школы. Представлены материалы всероссийских, всесоюзных съездов учителей, о педагогическом поиске, о заслуженных учителях Российской Федерации: Е. Я. Власовой, В. Я. Лещинской, К. П. Ляпустиной, А. М. Кабальновой, М. В. Зма-новской, А. П. Новицкой, В. А. Усольцевой, Г. Д. Амелине, В. Ф. Югринове, Т. С. Меньшиковой, В. А. Демидове, Б. Ф. Рассохине; заслуженном учителе профобразования М. И. Карасикове, Герое Социалистического Труда Я. В. Бородине, директоре школы им. Декабристов; об ученых института Ю. П. Прибыльском, А. А. Макарене, В. М. Худяшеве, А. Г. Гаитове.

Во второй экспозиции по этой теме рассказывается о новых типах школ в области: гимназиях, лицеях, колледжах. Пропагандируется передовой педагогический опыт школ и учебных заведений. Даны материалы о победителях городских и областных конкурсов «Учитель года». Представлены авторы школ нового типа Н. Д. Лицман, Л. С. Тарабрина, Н. П. Лохман, Ю. Ф. Тунгусов, К. Г. Барбакова, И. В. Сергеева. Экспозицию музея завершает огромное живописное полотно «Самый счастливый день учителя», выполненное группой тюменских художников под руководством Г. Струнникова.

Наряду с постоянной экспозицией, в музее оформляются и функцио-нируют выставки по различным темам (за 15 лет их было восемьдесят). Дополнение постоянной экспозиции тематическими, учебно-методическими, художественно-творческими выставками дает возможность более широко знакомить посетителей с различными аспектами развития народного образования, оживляет деятельность музея, делает ее динамичной, более глубокой и разнообразной. Работа по сбору, изучению и обработке материалов к выставкам обогащает основной фонд музея, расширяет связи, повышает авторитет и значение музея.

В создании музея народного образования приняли участие преподаватели института (Ю. П. Прибыльский, Н. А. Новгородова, И. А. Сыркина, Н. М. Головнева), очень многие учителя города и области, выпускники школ и учебных заведений, творческая интеллигенция области - все они передали свои материалы в фонд музея безвозмездно.

С момента создания научно-исследовательской лаборатории (1992 г.) музей вступил в новый этап деятельности и изменил свой статус. Теперь он является музеем-лабораторией народного образования Тюменской области. Научный руководитель музея-лаборатории - профессор Ю. П. Прибыльский, доктор исторических наук, сотрудники музея-лаборатории, кандидаты исторических наук Н. И. Загороднюк, Г. К. Скачко-ва.

Организационные принципы деятельности музея сформулированы в концепции, включающей следующие положения: учитель - главный субъект педагогического действия; преемственность и взаимосвязь школьных традиций и новаций; единство и многообразие форм делового сотрудничества с учебными заведениями и органами образования региона; непре-рывность и динамизм, обновление и обогащение фондов и экспозиций; комплексное решение научно-исследовательских и учебно-методических задач; доступность фондов и экспонатов.

2002 год для музея юбилейный, ему исполняется 15 лет. Пятнадцать лет напряженной поисковой, научно-исследовательской, учебно-методической, пропагандистской и воспитательной работы. За эти годы в музее проведено около 2,5 тысяч различных мероприятий: экскурсий и бесед, встреч и «круглых столов», курсов и семинаров, учебных занятий и конференций, конкурсов и познавательных игр, их посетило свыше 45 тысяч человек. Среди посетителей - ученые, руководители комитетов по образо-ванию, школ и учебных заведений, учителя и учащиеся, педагоги и сту-денты, молодые учителя и ветераны педагогического труда Тюменской области, гости из других регионов страны и зарубежья.

Таким образом, музейный комплекс позволяет успешно реализовать присущие ему репродуктивную, научную, познавательную, информационную, воспитательную, регулятивную функции просвещения, вносит конструктивный вклад в подготовку квалифицированных специалистов для школ Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.


Популяризация педагогического опыта

Одной из основных задач музея является изучение и распростране-ние педагогического опыта. Музейный комплекс (постоянная экспозиция, фонды, библиотека) дает широкую возможность знакомить посетителей с лучшими образцами педагогического опыта на разных этапах развития народного образования в регионе.

Главный аспект экспозиции - «личность учителя», где особо подчеркиваются место и роль учителя в духовном и нравственном формировании детей и молодежи. Экспонаты раскрывают богатство и красоту внутреннего мира учителей, их высокие человеческие качества: любовь к детям, верность жизненному выбору, компетентность, стремление к совершенствованию педагогического мастерства.

Наибольшую познавательную ценность представляет опыт и педагогическое наследие выдающихся земляков: И. Я. Словцова, М. С. Знаменского, П. П. Ершова, Д. И. Менделеева, Г. Я. Маляревского, и опыт таких талантливых учителей, как:
Я.В. Бородин - Герой Социалистического труда, заслуженный учитель школы РСФСР, директор школы им. Декабристов г. Ялуторовска;
М.И. Гостева - старейшина народного образования Ялуторовска, родоначальница большой учительской династии, заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени;
Я.Н. Занкиев - учитель-фронтовик, заслуженный учитель школы РСФСР, писатель, член Союза писателей Республики Татарстан;
А.И. Ксенофонтова - заслуженный учитель школы РСФСР, проработавшая на ниве просвещения почти 70 лет;
А.А. Красновская - заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер двух орденов Ленина, отдавшая 50 лет одной Березовской школе, Вагайского района;
М.Н. Карасиков - учитель-фронтовик, заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР, директор ПУ-3 г. Тобольска;
Е.Е. Мельник - заслуженный учитель школы РСФСР, первый директор Ямальского (Салехардского) национального педтехникума;
А.В. Расторгуев - видный просветитель края, основатель и первый директор Тобольского педтехникума;
Г.Я. Сотников - учитель-фронтовик, награжденный боевыми и трудовыми наградами, заслуженный учитель школы РСФСР, основатель му-зея с. Успенки, Тюменского района;
В.Ф. Трофимова - заслуженный учитель школы РСФСР, почетный гражданин г. Тюмени, депутат Верховного Совета СССР пятого созыва, директор Тюменского педучилища, школы-интерната №1;
М.Н. Шабалина - заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер ордена Ленина, первый директор Голышмановского педучилища;
Е.А. Шулинина - заслуженный учитель школы РСФСР, мать-героиня, директор Карачинской школы Тобольского района.

Наиболее активно пропагандируется педагогический опыт через выставки, которые регулярно оформляются в музее. За время его деятельности оформлено 80 выставок, из них 26 по популяризации педагогического опыта. Вот наиболее значимые из них:
1990 год - «Передовой педагогический опыт Тюменской области», где были представлены материалы Областного и Ханты-Мансийского ИУУ, школ и учителей г. г. Нижневартовска, Сургута, Тюмени, Тобольска, Тобольского и других районов, клубов творческой педагогики «Эври- ка» и «Поиск».
1991 год - «Адреса передового опыта Тюменской области», которая отражала материалы из опыта работы Надымского горрайоно, школ и учителей г. Надыма; опытнопоисковую работу учреждений образования г. Ялуторовска, а также опыт работы г. Нефтеюганска, Тюмени, Тобольска, Березовского района и других территорий области.
1993 год - «Школы нового типа в Тюменской области». На этой выставке были представлены материалы нетрадиционных учебных заве-дений; Сургутской, Тобольской, Надымской гимназий; Тюменского профлицея; педагогических колледжей Тобольска и Тюмени, Сибирской реальной школы №12 Тобольска,частных школ. Выставка была дополнена инструктивными документами о школах нового типа, материалами конференций и периодической печати.

В последующие годы в музее оформлялись выставки о работе отдельных школ и учебных заведений, ветеранов педагогического труда, учительских династий, учителейноваторов школ, профессоров им. Д. И. Менделеева. Каждая из выставок раскрывала что-то новое, особенное, присущее только данному учителю или школе, обогащала накопленный педагогический опыт и помогала совершенствованию педагогического мастерства на современном этапе.

Важную роль в ознакомлении и популяризации накопленного педагогического опыта играют проводимые на базе выставок аппаратные совещания, методобъединения учителей, «Круглые столы» по проблемам развития народного образования, прессконференции ученых института, встречи с руководителями школ и учебных заведений, семинары и курсы учителей, встречи с ветеранами педагогического труда, молодыми педагогами, представителями учительских династий, выпускниками педагогических учебных заведений, экскурсии, беседы, учебные занятия со студентами и учащимися школ.

Таким образом, вся деятельность музея направлена на широкую пропаганду материалов по истории развития народного образования, роли и значения деятельности учителя в общественном процессе, популяризацию педагогического опыта Тюменской области, активизируя этим деятельность школьных коллективов, побуждая учителей к анализу и обобщению своего опыта. В этой работе музей руководствуется советом В. А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы учительский труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя... Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал себя исследователем».


Научно-исследовательская деятельность

На базе музея в 1992 г. решением Ученого Совета института была открыта научно-исследовательская лаборатория, научным руководителем которой утвержден профессор Ю. П. Прибыльский, доктор исторических наук, почетный гражданин г. Тобольска. В связи с открытием научно исследовательской лаборатории изменился статус музея, он стал музеем-лабораторией. Был создан творческий коллектив, куда вошли доценты, кандидаты исторических и педагогических наук: Л. Н. Ванчицкая, И. Б. Гарифуллин, Н. И. Загороднюк, А. М. Невский, Г. К. Скачкова, Л. Г. Улыбина; разработан перспективный план деятельности, который успешно выполняется. Музей-лаборатория осуществляет научно-исследовательские и учебно-методические задачи в три последовательных этапа:

первый - сбор, обработка, систематизация вещественных и документальных материалов, выявленных в архивах, библиотеках, музеях, учеб-ных заведениях и частных собраниях ветеранов педагогического труда. К началу 2002 года научный фонд музея насчитывал более 20 тысяч единиц хранения. Свыше трехсот личных фондов персоналий выдающихся педагогов, организаторов школ, учебных заведений, органов народного образования, раскрывают и характеризуют их важную роль в становлении образовательного комплекса региона. Располагая многообразными, содержательными, достоверными источниками, музей активно использует их в целях информационного обеспечения исследователей, заинтересованных в постижении историко-педагогического наследия предшественников;

суть второго этапа заключается в разработке комплексной проблемы «Народное образование Тюменского края в прошлом и настоящем» на основе научного обобщения выявленных конкретно-исторических сведений. Различные аспекты исследуемой проблемы служили предметом обсуждения на восьми областных научно-практических конференциях, проведенных в музее с участием историков и педагогов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Тобольска, Салехарда, Сургута, Ханты-Мансийска, Ишима, Туртаса, Надыма, Казани.

Темы научно-практических конференций, проведенных в музее:

  • "Исторический опыт Народного образования Тюменского края" (зас-лушано и обсуждено 28 докладов);
  • "Народное образование Тюменского края: историография, источни-коведение" (28 докладов);
  • "Педагогика и школа" (22 доклада);
  • "Война и школа" (26 докладов);
  • "Профессиональное образование Тюменского края: история и совре-менность" (39 докладов);
  • «Общество, школа, педагог» (38 докладов);
  • «Образование и культура Тюменского края в XVIII-XX в.в.» (49 докладов);
  • «Жертвенный подвиг. К 55-летию Победы»» (23 доклада).

Материалы научно-практических конференций опубликованы в сборниках, используются в работе музея и образовательных учреждений, востребованы учеными, учителями, учащимися и студентами. Сотрудники музея приняли активное участие в подготовке и проведении Всероссийских Менделеевских чтений «Менделеев и Сибирь» (1999), Всероссийской конференции «Три века Сибирской школы» (2001) и других всероссийских, зональных, областных конференциях г. г. Тюмени, Екатеринбурга, Омска, С.-Петербурга, Москвы.

Итогом коллективного творчества является концепция генезиса на-родного образования региона в XVIII-XX вв., ее компоненты: местная школа формировалась как неотъемлемая составная часть единого обще-образовательного комплекса, она заимствовала лучшие, прогрессивные элементы отечественной педагогики и сама способствовала обогащению интеллектуального потенциала страны; широкое распространение и дли-тельное преобладание этнопедагогики аборигенов и старожилов края; пионерная роль Тобольска в школьном строительстве, положив начало сибирской школе, Тобольск на протяжении полутора столетий оставался центром просвещения Сибири; определенная последовательность и преемственность в становлении светского, церковного и профессионального образования, начальной, средней и высшей школы; существенные различия уровней грамотности и образованности коренного и пришлого, сельского и городского населения края; ориентация выпускников общеобразовательных школ на профессии, необходимые в традиционных областях общественного и частного производства и новых ключевых секторах экономики.

На третьем этапе апробированные результаты исследований активно используются в научно-методической и просветительной деятельности, имеющей четко выраженную педагогическую направленность. В помощь учителю и школе опубликована серия учебных пособий, документальных сборников, справочных изданий: «Участие трудящихся Тю-менской области в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Исто-рия Ямала», «Школа Тюменского края в XVIII-XX вв.», «Колыбель про-свещения», «По долгу и совести», «Сибиряки», аннотированный библио-графический указатель по истории народного образования региона, календарь памятных дат и событий. К трехсотлетию Сибирской школы вышел в свет 1 том трехтомной хрестоматии «Школа Тобольской Губернии» (1701-1919 гг.). Сотрудники музея опубликовали свыше 50 научно-популярных статей и очерков в журналах «Югра», «Ямальский меридиан», ежегоднике «Тобольский Хронограф», газетах; приняли участие в подготовке к печати энциклопедических изданий Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской области, Западной Сибири, Тобольского биографического словаря.

Другим направлением научно-методической работы служит консуль-тационная помощь школьникам, студентам, аспирантам, преподавате-лям при подготовке рефератов, курсовых, дипломных работ, диссерта-ций. Всего проведено около 1500 индивидуальных и групповых консуль-таций. Регулярно проводятся выставки научных работ преподавателей института, сотрудников музея-лаборатории, выставки научной, учебно-методической литературы по специальностям, дипломных и курсовых работ студентов.
Таким образом, целеустремленная, творческая деятельность музея позволила ему завоевать деловую репутацию, привлечь многочисленных посетителей и корреспондентов, не равнодушных к духовному наследию прошлого.


Музей и школа: опыт сотрудничества

Музей народного образования Тюменской области, являясь научно-учебно-методическим подразделением Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева, тесно сотрудничает с комитетами по образованию, школами и учебными заведениями области. У истоков организации музея стоял заведующий областным отделом народного образования М. П. Зайцев, развивался музей при содействии руководителя Областного Департамента по образованию и науке В. Г. Новикова. С Тобольским городским и районным комитетами по образованию ежегодно составляются планы совместной работы. Руково-дители комитетов разных лет (Н. П. Зольников, П. В. Креков, Н. А. Кропачева, В. Н. Бахтинова, Н. М. Ивонина) уделяли и уделяют максимум внимания проведению совместных мероприятий. С отдельными школами заключены договоры по сотрудничеству (школы №1, 14, 17, гимназия, Реальная школа №12, школа-интернат №1 г. Тобольска, Верхне-Аремзянская и Бизинская школы Тобольского района).

Сотрудничество с комитетами по образованию, школами и учебными заведениями строится по следующим направлениям:

  • Научно-исследовательская деятельность;
  • Методическая работа с учителями;
  • Популяризация педагогического опыта;
  • Общекультурная подготовка учителей и учащихся;
  • Профориентационная работа;
  • Методическая помощь школьным музеям.

В связи с перестройкой народного образования, гуманизацией учебной и внеучебной работы, отношений обучающих и обучаемых, созданием школ нового типа значительно усиливается роль музея народного образования; его фактический материал по истории развития образования в нашем крае, опыт работы школ и учебных заведений, отдельных педагогов, подлинные учебники и учебные пособия, коллекция учебных приборов и наглядных пособий дают возможность учителям и руководителям школ переосмыслить педагогический опыт и взять на вооружение все лучшее из педагогического наследия. В этом смысле музей является ме-тодическим центром по истории развития педагогической мысли в нашем крае.

Формы методической работы с учителями различны: работа клубов «Молодой педагог» и «Ветеран», тематические и методические выставки, экскурсии, беседы, заседания методических объединений, творческие отчеты, встречи учительских династии и поколений, праздники «День учителя» и «Учитель года», встречи с выпускниками педагогических учебных заведений и другие. В свою очередь сотрудники музея принимают участие в августовских совещаниях, методических семинарах и курсах, творческих отчетах школ и учителей, юбилейных и тематических праздниках в образовательных учреждениях, фестивалях-конкурсах «Учитель года».

Более тесные формы сотрудничества музея с учебными заведениями осуществляются в процессе подготовки, оформления и работы выставок о деятельности школ и учителей, особенно по пропаганде передового педагогического опыта. С этой целью сотрудники работали с комитетами по образованию и школами городов Тюмени, Тобольска, Сургута, Нижневартовска, Надыма, Ишима, Ялуторовска, Тюменского, Тобольского, Вагайского, Уватского, Ярковского районов. Музейный комплекс призван выполнять не только познавательные и воспитательные, но и эстетические функции. В экспозиции музея много интересного материала из истории края, о наших великих земляках, о почетных гражданах г. Тобольска, о влиянии передовой интеллигенции на просвещение края. В оформлении экспозиции использованы работы профессиональных художников, а также самодеятельных авторов.

Ежегодно оформляются выставки детского творчества, работ победителей конкурса «Учитель года», изделий, выполненных воспитателями и воспитанниками детских садов, школ-интернатов. На базе этих выставок проводятся творческие и тематические праздники, встречи с художниками, народными умельцами.

Художественное оформление экспозиции, материалы из истории родного края, о наших замечательных земляках, творческие выставки и про-ведение на базе различных мероприятий способствуют повышению общекультурного уровня учителей и учащихся, воспитанию у них эстетического вкуса и чувства прекрасного, прививают интерес к истории родного края. Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Оттого, правильно ли она выбрана, зависит будущее. Одной из профессий, где верный выбор жизненного пути особенно значим, является профессия учителя.

Учитывая это, музей совместно с другими подразделениями института, комитетами по образованию, школами проводит планомерную профориентационную работу среди учащейся молодежи. Оправдали себя такие формы работы, как экскурсии, беседы, встречи с преподавателями средних и высших учебных заведений. Их тематика включает: опыт и традиции народного образования края;
деятельность ведущих учебных заведений города и области; жизнь и творчество заслуженных учителей РФ, новаторов педагогического труда; потребности Тюменской области в профессиях и т.д. Для учащихся педклассов школ ежегодно проводятся занятия в музее по теме «Учитель». Музей организует Дни открытых дверей, здесь проходят подготовительные курсы, олимпиады, различные встречи для школьников.

Музей народного образования взял на себя функцию методического центра по оказанию помощи музеям школ и учебных заведений. С этой целью сотрудниками проведено 4 областных и зональных, 5 районных семинаров с руководителями музеев школ, учебных заведений и методистами домов детского творчества.

Работники музея-лаборатории оказали методическую и практичес-кую помощь музеям Тобольского и Салехардского педколледжей, Тобольскому рыбтехникуму и профлицею №11, Реальной школе №12 и гимназии №10, школам города №№1, 14, 15, центру сибирско-татарской культуры, Полуяновской, Епанчинской, Бизинской, Ермаковской школам То-больского района. В селе Верхние Аремзяны, где прошло детство Д. И. Менделеева, нашими силами оформлен музей «На родине Д. И. Менделеева». Итак, можно сказать, что в работе музея с комитетами по образованию и образовательными учреждениями сложилась определенная система. Содержание и формы совместной работы способствуют совершенствованию мастерства учителей, воспитанию у учащейся молодежи интереса к профессии учителя. Институт через музей имеет возможность оказывать определенное воздействие на различные стороны деятельности учреждений народного образования.


Уроки Д. И. Менделеева

Уроженец и почетный гражданин Тобольска Дмитрий Иванович Менделеев явил миру блестящие образцы бескорыстного и верного служения Отечеству, достойные всемирного подражания. Идеи патриотизма и гражданственности легли в основу его жизненного кредо, стимулировали пло-дотворную научную, педагогическую и общественную деятельность, подчиненную интересам народного благосостояния. Он свято верил («Посев научный взойдет для жатвы народной»), предвидел грядущее могуще-ство России.

Тобольск, духовный центр Сибири, где прошло детство и отрочество Менделеева, сыграл изначальную роль в становлении его личности, формировании интеллекта, моральноволевых и нравственных качеств будущего подвижника отечественной науки и просвещения. Педагог Менделеев придавал огромное значение развитию народного просвещения, подготовке «светочей науки» - учителей. Эту благород-ную миссию выполняют в посильной мере старейший вуз региона - Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева - и Музей народного образования Тюменской области.

Стали традиционными ежегодно проводимые институтом межвузовские Менделеевские чтения преподавателей, студентов и аспирантов им. Д. И. Менделеева. Первая лекция для студентов I курса - лекция о Д. И. Менделееве.

Музей успешно осуществляет организационные, методические, познавательные, воспитательные функции в области изучения, систематизации и популяризации краеведческих знаний, характеризующих сибирские аспекты жизни и деятельности Менделеева, его родных и близких. В музее развернута постоянно действующая комплексная экспозиция «Д. И. Менделеев и Тобольск». Филиал музея действует в средней школе имени Д. И. Менделеева села Верхние Аремзяны, где прошло его раннее детство.

Широкую популярность завоевали ежегодные февральские месячники памяти Менделеева, программа которых включает организацию выставок, творческие конкурсы, викторины, познавательные игры, кроссворды, встречи эрудитов, экскурсии, беседы, учебные занятия.

По инициативе музея Городская дума, отмечая 100-летие со времени избрания Менделеева Почетным гражданином Тобольска, объявила 1999 год - юбилейным Менделеевским годом. В течение года в музее проводились беседы и уроки Менделеева, викторины «Счастливый случай», «Химия вокруг нас», познавательные игры «Колесо истории», «Умники и умницы». Лучшие знатоки Менделеева и его наследия награждены дипломами и ценными подарками.

Опыт использования наследия Менделеева в учебно-воспитательном процессе обсуждался на заседаниях методических объединений учителей химии, биологии, истории начальных классов, библиотекарей школ, проведенных в музее совместно с комитетом по образованию.
В 2001 - 2002 учебном году в музее проведены в рамках Менделеевского месячника конкурс лучших разработок, сценариев творческих мероприятий, посвященных Д. И. Менделееву и городская викторина на тему «Д. И. Менделеев - педагог. Его педагогические идеи». Победители конкурса и викторины награждены дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Таким образом, следует отметить, что вся деятельность музея и общественности г. Тобольска способствовала активизации интереса учащейся молодежи к познанию тобольского периода жизни Д. И. Менделеева, истоков формирования личности великого ученого-патриота, стремление следовать его благородному примеру, воспитанию любви к Родине и гордости за своих земляков.

Ответственный: Бонифатьева Г.Т. / 06.11.2008