им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
 им.Д.И.Менделеева

Положение о педагогической практике

Основные задачи педагогической практики

Виды и содержание учебных практик

Производственная педагогическая практика

Организация педагогической практики

Руководство практикой

Основное содержание работы студента-практиканта

Права и обязанности студентов

Примечание


I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, виды, содержание и организацию учебных и производственных (педагогических) практик, являющихся составной частью основных образовательных программ профессионального образования, реализуемых в им.Д.И.Менделеева по направлениям и специальностям.

1.2. Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции ФЗ от 20.04.2007 г. № 56-ФЗ); Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года № 125-ФЗ (в редакции от 20.04.2007 года № 56-ФЗ); Положения «О порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 года № 1154; Государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования (2005 год) по направлениям и специальностям, реализуемых в им.Д.И.Менделеева; Устава и нормативных документов им. Д.И. Менделеева.

1.3. Учебные и производственные практики дифференцируются по целям, задачам, содержанию, направлены на подготовку студентов к выполнению профессиональных видов деятельности и решению профессиональных задач, определенных в соответствующих Государственных образовательных стандартах среднего и высшего профессионального образования.

1.4. Учебные и производственные практики проводятся в соответствии со спецификой направления (специальности) на базе различных учреждений, организаций, предприятий. Учебные и производственные практики организуются на основании договоров между институтом и организациями, располагающими возможностями для прохождения практик. Договорами регулируются все аспекты, касающиеся практики: конкретные сроки (графики), условия и формы прохождения практик.

1.5. Выпускающие кафедры разрабатывают содержание всех видов практик, осуществляют организацию их проведения, уточняют документацию и готовят ее методическое обеспечение.

II. Основные задачи педагогической практики

2.1. Педагогическая практика основной целью имеет подготовку обучающихся к овладению различными видами профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией:

- специалист: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая;

- бакалавр образования: научно-исследовательская, организационно-воспитательная, преподавательская, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская.

2.2.Все виды практик, реализуемые в институте, нацелены на практическое интегративное освоение студентами элементов профессиональной деятельности, формирование ключевых, базовых и специальных компетенций обучающихся, что предполагает решение следующих основных задач:

• углубление профессиональной ориентации, осознание общественной и личной значимости учительской профессии, любви к педагогической деятельности, детям;

• формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых учителю в педагогической деятельности;

• воспитание потребности в педагогическом самообразовании, профессиональном самовоспитании, выработке творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности;

• закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний, умение их применить в условиях демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса;

• формирование и развитие у будущих учителей педагогических способностей, их индивидуальности в процессе овладения педагогическим мастерством;

• изучение студентами передового педагогического опыта, его использование на практике;

• овладение студентами умениями организовывать учебно-воспитательный процесс как педагогическую систему.

III. Виды и содержание учебных практик.

3.1. Учебные практики по своим целям, задачам, содержанию преимущественно связаны с изучением конкретной дисциплины или ряда родственных дисциплин и направлены на формирование базовых и специальных компетенций обучающихся.

3.2. При обучении по педагогическим специальностям в им.Д.И.Менделеева выделяются два вида учебных практик:

- общепрофессиональные;

- специальные.

К общепрофессиональным относятся практики, которые проходят студенты, обучающиеся на всех специальностях. К ним относятся:

- психологическая практика;

- практика по классному руководству;

- летняя педагогическая практика (исключая специальности: «Биология», «Юриспруденция», «Изобразительное искусство», «Профессиональное обучение. Дизайн», ПИМДО).

Специфика этих практик состоит в формировании умений применять теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин к работе с детьми (базовая компетенция):

Психологическая практика

Содержание деятельности студентов в период практики.

I курс (психологическая практика)

Ознакомление со школой, режимом работы школы, работой психолога, знакомство с учителем и классом:

• беседа с психологом, экскурсия по школе, анализ плана работы психолога и его место в учебно-воспитательном процессе школы. Посещение уроков. Наблюдение за детьми на уроке и во вне урочное время;

• изучение познавательной активности учащихся на уроке и роли в этом процессе учителя;

• изучение личности учителя. Составление психологического заключения о роли учителя в развитии познавательной активности учащихся;

• оформление дневника и документации практики;

Овладение комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения школьников, активности учащихся:

• карта наблюдения “Коммуникативная деятельность учителя и учащихся”;

• методика наблюдений за словесными воздействиями учителя на уроке;

• использование вербальных и невербальных оценок на уроке;

• определение роли педагога в стимулировании познавательной активности учащихся;

II курс (психологическая практика)

Изучение:

• возрастных особенностей и закономерностей психического развития ребенка;

• индивидуально-психологическое изучение каждым студентом одного ученика.

Участие в текущей работе:

• знакомство с постановкой учебно-воспитательной работы школьного психолога, классного руководителя (беседа с директором, завучем, организатором внеклассной работы, посещение кабинета школьного психолога, беседа о видах психологической работы в образовательном учреждении;

• посещение уроков. Целенаправленное наблюдение, анализ наблюдаемых явлений (наблюдение за поведением, вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика на уроке, установление контакта с детьми);

• изучение состояния психического здоровья учащихся;

• изучение мотивации учебной деятельности школьников;

• изучение направленности личности;

• анализ проявлений педагогической продуктивности учителя на уроке;

• проведение классного часа;

• обобщение полученного материала.

III курс (практика по классному руководству)

Работа ведется по трем направлениям с учетом специфики специальностей:

1.Знакомство с системой учебно-воспитательной работы школы, внешкольных воспитательных учреждений, опытом организации инновационных процессов в образовании.

2.Изучение системы работы классного руководителя по организации воспитательной работы с классом.

3.Участие в текущей учебно-воспитательной работе.

Проведение различных форм индивидуальной и групповой воспитательной работы с детьми (на выбор):

• беседа;

• устный журнал;

• внеклассная воспитательная работа по предмету специальности;

• спортивные мероприятия;

• мероприятия, направленные на сплочение коллектива;

• мероприятия познавательного характера;

• мероприятия развлекательного характера;

• родительские собрания;

• проверка дневников;

• дежурство по школе;

• генеральная уборка и т.д.;

• анализ воспитательного мероприятия.

Летняя педагогическая практика.

• знакомство с современным опытом организации отдыха и воспитания школьников в детских городских, загородных оздоровительных центрах;

• овладение методикой воспитательной работы в условиях детских оздоровительных центров;

• приобретение опыта самостоятельного создания временного детского коллектива, организация повседневной деятельности воспитанников, осуществление индивидуального подхода к ним;

• овладение профессиональными знаниями и умениями вожатого;

• приобретение опыта реализации единых педагогических требований.

3.3.Государственным образовательным стандартом специальностей предусмотрены учебные практики по дисциплинам предметной подготовки, направленные на формирование специальных компетенций учащихся

Виды учебных практик.

Основными видами учебных практик института в зависимости от специальности являются:

специальность «Безопасность жизнедеятельности»: предметная практика, целью которой является знакомство с учреждениями ГО ЧС, с современным оборудованием, с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях и мерами их предупреждения, пропаганда безопасности жизнедеятельности.

-специальность «Биология»: полевая практика (ботаника, зоология, физиология растений, генетика, методика преподавания биологии), целью которых является закрепление теоретических знаний, овладение методикой полевых исследований, приемами обработки собранных материалов ;

-специальность «Изобразительное искусство»: пленэрная практика – целью является выполнение живописных работ, которые активизируют эмоционально-образное мышление студентов; музейная практика – целью которой является знакомство студентов с основами экспозиционной работы; художественно-оформительская практика – цель которой способствовать формированию у студентов практических навыков работы с различными оформительскими материалами, техниками, приемами и средствами ;

-специальность «История»: археологическая практика – цель которой ознакомление с приемами и методами полевых археологических раскопок, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками обработки собранного археологического материала, приобретение навыков использования археологических находок в исследовательской деятельности и в преподавании истории в школе; музейная и архивно-краеведческая практики – целью которых является углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки, приобретение знаний и практических навыков использования экспозиций музея, архивных документов в школе, во внеклассной работе;

-специальность «Культурология»: ознакомительная практика – цель которой ознакомить студентов, будущих учителей культурологии с различными видами и типами культурно-просветительских центров их структурой, функциями; музейная практика – цель которой углубление и закрепление знаний по истории культурологии и отечественной истории, научиться применять эти знания во внеклассной работе с учащимися;

-специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»: ознакомительная практика, учебно-воспитательная практика – целью которых является наблюдение, изучение, анализ различных сторон деятельности ребенка раннего возраста и воспитателя, а также формирование первоначальных умений педагогической деятельности;

-специальность «Педагогика и методика начального образования»: природоведческая практика – целью которой является углубление и закрепление теоретических знаний по основам землеведения, краеведения, ботаники, зоологии, экологии;

-специальность «Педагогика и психология»: психолого-педагогическая и учебная практика в школе – целью которых является формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребностей в самообразовании, формирование у студентов первичных навыков профессиональной деятельности практического психолога и педагога..

-специальность «Профессиональное обучение (Дизайн)»: квалификационная практика по рабочей профессии – целью которой является обеспечение формирования практических знаний о процессах и оборудовании предприятий, средствах управления, технологиях дизайна, приобретении умений практической работы и соответствующей квалификации по профессии (специальности) в области дизайна, технологическая практика – целью которой является изучение технологии дизайна, основных процессов дизайнерского проектирования, конструкционно-художественный анализ объектов проектирования и экологическое обоснование технологических решений;

специальность «Русский язык и литература», «Родной язык и литература»: музейная практика – целью которой является знакомство с основами музейного дела, углубление и закрепление исторических знаний по истории литературы, культурологии, отечественной истории, научиться применять эти знания во внеклассной работе с учащимися; фольклорная практика – цель которой расширить и углубить знания студентов устного народного творчества, выработка основных навыков работы фольклориста-собирателя; диалектологическая практика – цель которой углубление и закрепление теоретических знаний при сборе и анализе конкретного текстового материала, ознакомление с приемами и методами диалектологических исследований;

-специальность «Социальная педагогика»: социально-психологическая практика – цель которой знакомство со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различного типа, практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике;

- специальность «Технология и предпринимательство»: учебно-технологическая практика – целью которой является углубление и закрепление технологических знаний, умений и навыков, полученных при изучении цикла дисциплин предметной подготовки;

- специальность «Химия»: химико-технологическая практика – целью которой является ознакомление студентов с различными химическими производствами, типовым производственным оборудованием, методами контроля, мероприятиями в области охраны окружающей среды, общими принципами организации производства, с важнейшими профессиями работников химической промышленности;

- специальность «Юриспруденция»: правовая практика – целью которой является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин предметной подготовки, наблюдение за работой правоохранительных органов, приобретение первичных навыков правоохранительной и консультативной деятельности.

3.4. При обучении по направлениям подготовки специалистов (бакалавриат) студенты включаются в учебно-исследовательскую практику, целью которой является формирование у студентов исследовательских умений, связанных с процессом обучения профильным дисциплинам направлений в основной общеобразовательной школе на III курсе в течение двух недель на базе учебных заведений г.Тобольска.

IV Производственная (педагогическая) практика.

Основными видами практики студентов, обучающимся по основным образовательным программам всех специальностей, являются:

• Производственная учебно-воспитательная практика (III-IV курсы - все специальности).

• Производственная государственная, учебно-методическая, воспитательная и практика по дополнительным специальностям (V курс – все специальности).

• Тренерская практика (IV курс – специальность физическая культура).

4.1.Содержание производственных (педагогических) практик охватывает следующие аспекты учебно-воспитательного процесса:

- проведение уроков и внеклассной работы по предмету (учебная работа);

- участие в организации воспитательной работы с учащимися (воспитательная работа);

- выполнение заданий научно-исследовательского характера для курсовых и выпускных квалификационных работ (научно-исследовательская работа).

Учебная работа:

• изучение методики и техники проведения урока, других форм организации обучения (лабораторных и практических работ), факультативных занятий, учебных экскурсий;

• приобретение навыков самостоятельного ведения учебной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

• знакомство с новыми педагогическими технологиями.

• овладение методиками осуществления индивидуального подхода к учащимся. Использование методик изучения личностных особенностей ученика и овладение технологиями индивидуального подхода к учащимся, способов и методов работы со слабо успевающими, одаренными, педагогически запущенными учащимися, а также детям с девиантным отклонением в поведении;

• обучение умению применять на практике принципы единства обучения и воспитания: формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, выделять в содержании учебного материала основные мировоззренческие понятия;

• способов и методов работы со слабо успевающими, одаренными, педагогически запущенными учащимися, а также детям с девиантным отклонением в поведении;

• формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;

• овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеклассной работы по предмету;

Воспитательная работа:

• изучение системы работы учебно-воспитательного учреждения;

• ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы учебно-воспитательного учреждения;

• изучение системы работы детских общественных организаций, а также организации системы самоуправления в учебно-воспитательном учреждении:

• ознакомление с системой работы классного руководителя (воспитателя) учебно-воспитательного учреждения;

• изучение с помощью совокупности психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, составление психолого-педагогических характеристик;

• приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

• формирование умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами;

• овладение умениями и навыками общественно-педагогической работы, воспитание качеств социально активной личности педагога.

Научно-исследовательская работа:

• проведение исследований по педагогике, психологии, частным методикам;

• изучение передового педагогического опыта работы учителя (воспитателя) и учебно-воспитательного учреждения в целом по единой научно-методической проблеме;

• выполнение заданий по УИРС (учебно-исследовательская работа студентов), НИРС (научно-исследовательская работа студентов).

4.2.Производственная практика носит интегративный характер, опирается в своем содержании на знания, умения и навыки, приобретенные студентами в ходе учебных практик и имеет целью формирование профессиональной компетенции обучающихся.

4.3.Производственная практика организуется на IV и V курсах на базе школ, гимназий, учреждений начального и среднего профессионального образования.

4.4. Производственная практика по дополнительной специальности организуется факультетом дополнительного профессионального образования.

4.5.Производственная практика по направлениям подготовки специалистов (бакалавриат) проводится на IV курсе. В ходе практики студентам предоставляется возможность: реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также самостоятельной подготовки и проведения отдельных уроков по одной из профильных дисциплин направления. Кроме того студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания.

4.6.Производственная практика имеет общие цели, задачи и содержание, и свои особенности на IV и V курсах.

4.6.1.Педагогическая практика на IV курсе направлена на подготовку специалиста к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися и решает задачи:

• дальнейшее развитие и совершенствование основ общепедагогических умений и навыков, приобретенных в период практики на I - III курсах;

• формирование специфических и профессионально-педагогических умений учителя-предметника;

• применение и углубление знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения;

• воспитание качеств социально-активной личности учителя, формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.

4.6.2.Комплексная учебно-воспитательная практика на V курсе имеет целью закрепление, применение, и дальнейшее развитие теоретических знаний и практических умений, полученных в институте.

4.6.3. Основные виды деятельности студентов-практикантов:

• углубленное изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение школьников к делам класса, системы, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности школьников).

• проведение учебно-воспитательной работы по предмету:

• определение уровня знаний, умений и навыков учащихся , по предмету (посредством посещения уроков, общения с учащимися, анализа классного журнала, тетрадей учащихся, контрольных работ);

• разработка конспектов или развернутых уроков, факультативных занятий, различных форм внеурочной деятельности (студент проводит не менее 10 уроков),(по двум специальностям не менее 15 уроков);

• проведение и анализ уроков, индивидуальной и дифференцированной учебной работы, внеклассных мероприятий по предмету (не менее 2-х форм);

• посещение уроков учителя и практикантов (5-7 уроков) с их по следующим анализом.

Проведение внеурочной воспитательной работы в классе в качестве помощника классного руководителя:

• изучение уровня воспитанности учащихся;

• планирование воспитательной работы на период практики;

• подготовка и проведение не менее 2-х разных по содержанию коллективных творческих дел (КТД) или воспитательных мероприятий;

• работа с родителями (посещение семьи учащихся, индивидуальная работа с родителями, выступление на родительском собрании). Выполнение методической и исследовательской работы;

• систематический анализ своей практической деятельности

участие в работе педсовета, методического объединения, методического семинара;

• выполнение индивидуального творческого задания по педагогике, психологии, методике преподавания;

• накопление эмпирического материала для курсовой работы, определение темы дипломной работы и плана ее выполнения.

V. Организация педагогической практики

Педагогическая практика проводится на базе муниципальных общеобразовательные школ города Тобольска , Тюменской области, а также учреждений дополнительного образования: городских и загородных детских оздоровительных центров, детских и юношеских спортивных школ, детских садов, школ-интернатов, средних профессиональных учебных заведений и других.

• Практика осуществляется на основе договоров между институтом и учреждениями образования, на базе которых практика организуется.

• В договоре высшее учебное заведение и учебное заведение согласуют все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор предусматривает назначение двух руководителей практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также руководителей практики от высшего учебного заведения.

• Институт разрабатывает единые требования к документации на объекте практики (договоры со школами, направления на имя руководителя, директора школы, журналы учета и контроля студентов и преподавателей на практики, отчетную документацию, учебно-методические комплексы по педагогической практике).

• Для руководства практикой студентов от образовательного учреждения назначается руководитель (руководители) практики.

• Руководителями производственной практики на 4 и 5 курсах от высшего учебного заведения назначаются преподаватели соответствующих выпускающих кафедр.

VI. Руководство практикой.

Права и обязанности руководителей практикой.

Руководители практики от высшего учебного заведения:

• Устанавливают связь с руководителями практики от учебного заведения и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

• разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

• принимают участие в распределении студентов по рабочим местам;

• осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

• оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для выпускных квалификационных работ;

• оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.

Руководитель учебно-воспитательного учреждения или его заместители, заведующий кафедрой:

• обеспечивают необходимые условия прохождения педагогической практики, проводят работу с преподавателями, обслуживающим персоналом по вопросам предстоящей практики;

• знакомят студентов с учебно-воспитательным учреждением, работой школы, составом преподавателей, инновационным педагогическим опытом, документацией, учебно-производственной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляют практикантам возможность присутствовать на педагогическом совете, заседаниях методических объединений, родительского комитета, знакомят с планами их работы;

• совместно с групповым руководителем практики и заместителем по воспитательной работе прикрепляют студентов к классам (группам);

• посещают (выборочно) уроки, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимают участие в их обсуждении;

• на основе обобщения опыта вносят предложения по совершенствованию педагогической практики;

• проводят совещание по итогам педагогической практики в учебно-воспитательном учреждении, участвуют в установоч¬ных и итоговых конференциях в институте.

Преподаватель (учитель) образовательного учреждения:

• знакомит прикрепленных к нему студентов с планом учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организуют их обсуждение;

• совместно с групповым руководителем практики составляет график проведения студентами уроков и внеклассных мероприятий по предмету;

• консультирует студентов при подготовке их к урокам, утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;

• оказывает помощь студентам при подготовке уроков разного типа, проведении практических и факультативных занятий и др.;

• участвует в анализе и оценке каждого проведенного студентами урока;

• поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию фильмов, подготовку лабораторных работ и т.д;

• дает характеристику студентам и оценку их учебной работы;

• участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике, а также, по возможности, в установочных и итоговых конференциях в институте.

Классный руководитель, воспитатель:

• знакомит студентов с составом учащихся класса (группы), их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, основными воспитательными задачами и планом своей работы;

• совместно с преподавателем педагогики и групповым руководителем конкретизирует воспитательные задачи практики, помогает студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;

• совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;

• привлекает студентов к текущей воспитательной работе в классе (группе);

• дает характеристику студентам, оценивает их воспитательную работу;

• участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике, а также, по возможности, в установочных и итоговых конференциях в институте;

• вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

VII. Основное содержание работы студента-практиканта

Педагогическая практика представляет собой практическую учебно-воспитательную деятельность направленную на формирование у студентов профессиональных умений и навыков, профессионального мышления.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРЕДЛАГАЕТ:

1. Ознакомление студентов с системой учебно-воспитательной работы:

• учебно-материальная база школы;

• деятельность педагогического коллектива;

• работа классных руководителей.

2. Изучение студентами:

• планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса;

• личности учащегося и коллектива класса;

• системы учебной и внеурочной работы по предметам;

• системы внеклассной воспитательной работы;

• передового опыта лучших учителей школы.

3.Овладение студентами:

• методикой планирования и проведения учебной, воспитательной работы;

• методикой анализа урока и воспитательного мероприятия;

• методикой определения образовательных, воспитательных, развивающих целей урока (внеклассного мероприятия) на основе изучения уровня воспитанности и обученности учащихся;

• умением выбрать оптимальное сочетание различных форм организации учебного процесса;

• умением дать комплексную оценку результатов педагогического процесса;

• умением реализовать дидактические принципы обучения во внеклассной работе с учащимися по предмету;

• умением выбрать оптимальное сочетание методов обучения и методов воспитания исходя из конкретных условий;

• умением увидеть и установить внутри - и межпредметные связи;

• умением изучать личность школьника с целью управления процессом его воспитания;

• умением вести индивидуальную работу с учащимися.

4. Самостоятельную работу студентов:

• разработка и проведение учебной и внеклассной работы;

• планирование внеклассной работы по предметам;

• посещение уроков и проведение пробного урока;

• проведение внеурочных занятий по предмету;

• изготовление дидактического материала;

• организация внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности;

• диагностика уровня развития учащихся и классного коллектива;

• ведение школьной документации;

• проведение педагогического эксперимента (микроисследования) для использования его результатов в курсовой и выпускной квалификационной работе.

5. Самоанализ и самооценку своей деятельности.

VIII. Документация, учет и оценка педагогической практики студентов.

Отчетность студентов по результатам педагогической практики имеет разные формы и зависит от курса, ее содержания, участия в научно-исследовательской работе.

Обязательными формами отчетности на всех курсах являются:

1 курс:

• отзыв-характеристика с объекта педагогической практики;

• педагогический дневник;

2 курс:

• отзыв-характеристика с объекта педагогической практики;

• творческая разработка проблемного вопроса (творческое задание);

• педагогический дневник;

3 курс:

• отзыв-характеристика;

• методическая разработка воспитательного мероприятия;

• педагогический дневник.

Летняя педагогическая практика:

• характеристика с оценкой деятельности практиканта, выданная руководителем детского оздоровительного центра;

• творческая разработка воспитательного мероприятия;

• педагогический дневник.

4-5 курсы:

• план-конспект одного – двух уроков (в зависимости от специальностей) – 4 курс;

• система уроков по теме - 5 курс;

• разработка внеурочных воспитательных мероприятий;

• творческая разработка воспитательного дела;

• исследовательские задания по психологии;

• дидактический анализ урока;

• анализ внеклассного мероприятия.

Работа студентов на всех этапах педпрактики оценивается дифференцированно. Критерии оценок следующие:

• уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов);

• степень сформированности профессионально-педагогических умений;

• уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное отношение к работе и т.д.)

«ОТЛИЧНО» ставится студенту, который выполнил на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики того или иного курса; обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру и представил в срок все указанные документы.

«ХОРОШО» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики работу, показал умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения; проявил инициативу в работе, но при этом не проявил творческого подхода к работе.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоких знаний психолого-педагогической теории и умения применять ее на практике; допускал ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы; не учитывал, в достаточной степени, возрастные и индивидуальные особенности детей.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который не выполнил намеченную учебную и внеучебную воспитательную работу; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для реализации воспитательных задач; не установил правильные взаимоотношения с учащимися и не организовал педагогически целесообразную деятельность детей.

Итоговая оценка по педагогической практике учитывает эффективность проведенной студентом учебно-воспитательной деятельности, участие в методической работе школы, общественную активность студента, трудовую дисциплину, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, качество отчетной документации.

VIII. Права и обязанности студентов

Обязанности студентов.

В период прохождения педагогической практики студенты обязаны:

• своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, проводить учебно-воспитательную работу;

• выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, руководителей практики, следить за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, жизни и здоровья детей, соблюдать нормы педагогической этики;

• своевременно и тщательно готовиться к работе с учащимися;

• присутствовать на всех мероприятиях, предусмотренных программой педагогической практики, проводимых в образовательном учреждении;

• иметь утвержденные и подписанные методистом конспекты всех уроков, воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету за два дня до их проведения;

• изучать детский коллектив, проводить диагностическую работу, владеть средствами коррекции, находить пути воздействия на детей;

• анализировать свою работу, вести дневник практики (отчет) по установленной форме.

Права студентов.

Студенты имеют право:

• по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации образовательного учреждения, ректору института, руководителям практики (на профилирующую кафедру, в деканат, в отдел практики);

• вносить предложения по совершенствованию педагогической практики, переносу педагогической практики по уважительной причине.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

2. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из института, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

3. На период практики один из студентов, проходящих практику в данном образовательном учреждении, назначается старостой группы; в его обязанности входит: учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.

Ответственный: Юргенс Л.Л. / 19.11.2008