им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
 им.Д.И.Менделеева

О факультете

1
Краткая историческая справка

В 80-е годы Тюменская область интенсивно осваивалась. Возникали новые города и поселки, в несколько раз увеличилось население региона, сложилась инфраструктура с сетью общеобразовательных и спортивных школ, клубов по месту жительства, стадионов, спортивных комплексов. Для всех заведений такого типа необходимы квалифицированные специалисты по физической культуре. Учитывая социальный заказ, в 1989 году в ТГПИ им. Д.И. Менделеева был открыт факультет физической культуры.

В настоящее время более 2000 выпускников факультета уже работают в учреждениях физической культуры, общеобразовательных школах.

Факультет располагает современной материальной базой: учебно-спортивный комплекс с аудиториями, лабораториями, специализированными спортивными залами.

Обучение студентов ведут высококвалифицированные преподаватели доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, мастера спорта, судьи международной категории.

На дневной и заочной формах обучения сегодня около 500 человек. Студенты факультета активно занимаются спортом, составляют костяк сборных команд города по многим видам спорта, входят в сборные команды Тюменской области и России. Выпускник факультета Александр Попов чемпион Олимпийских игр, чемпион мира по биатлону. Высокими международными титулами известны призеры чемпионата мира по биатлону А. Макарова и И. Быкова. За мировое достижение по национальным видам спорта, прыжках через нарты, Артем Лонгортов занесен в книгу Гинесса.

В настоящее время на различных курсах факультета учатся десять мастеров спорта. Среди них: призер чемпионата Европы по биатлону среди юниоров, призеры международных и всероссийских соревнований, мастера спорта по лыжным гонкам, боксу, спортивной гимнастике, дзюдо и тяжелой атлетике.

Факультет готовит специалистов по очной и заочной формам обучения по следующим направлениям подготовки:

1) 034300.62 - Физическая культура (квалификация – бакалавр)

    Профили подготовки:
  • Спортивная тренировка в избранном виде спорта
  • Физкультурно-оздоровительные технологии
  • Спортивно-оздоровительный туризм
  • Спортивный менеджмент

Цель (миссия) ООП бакалавриата:

обеспечивать формирование физической культуры личности в системе образования, успешно осуществлять педагогическую, тренерскую, рекреационную, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую деятельность в области физической культуры и спорта; способного организовывать и проводить физкультурно – спортивные мероприятия различной направленности; умеющего разрабатывать и внедрять в профессиональную деятельность учебно-методические материалы с использованием современных оздоровительных технологий.

Срок освоения ООП бакалавриата: 4 года - на очной и 5 лет - заочной формах обучения, возможны индивидуальные образовательные траектории с изменением сроков обучения.

Трудоемкость ООП бакалавриата: 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Одна зачетная единица составляет 36 академических часов или 1,5 недели.

Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Область профессиональной деятельности: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательная рекреация и реабилитация, пропаганда здорового образа жизни, сфера услуг, сфера управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
  • процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентации и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;
  • учебно-методическая и нормативная документация.

Виды профессиональной деятельности:

  • Педагогическая;
  • Тренерская;
  • Рекреационная
  • Организационно-управленческая;
  • Научно-методическая;
  • Культурно-просветительская.

Блок специальных дисциплин в основе подготовки студентов по направлению «Физическая культура»

  1. История физической культуры
  2. Теория и методика физической культуры и спорта
  3. Психология физического воспитания и спорта
  4. Физиология человека
  5. Физиология физического воспитания и спорта
  6. Социология физической культуры и спорта
  7. Экономика физической культуры и спорта
  8. Менеджмент в физической культуре и спорте
  9. Биомеханика
  10. Спортивная метрология
  11. Анатомия
  12. Спортивная медицина
  13. Гигиена физического воспитания и спорта
  14. Лечебная физическая культура и массаж
  15. Биохимия
  16. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте
  17. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды
  18. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование
  19. Правовые основы физической культуры и спорта
  20. Педагогика физической культуры
  21. Инновационные технологии в спорте
  22. Детско-юношеский спорт и спорт высших достижений
  23. Безопасность жизнедеятельности

2) Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация – бакалавр)

Область профессиональной деятельности: область педагогической антропологии

    Объекты профессиональной деятельности:
  • Образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам).
  • Специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и.т.п.).
  • Федерации, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
  • Физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.
  • Федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом.

Виды профессиональной деятельности:

  • Педагогическая;
  • Воспитательная
  • Развивающая;
  • Реабилитационная (восстановительная);
  • Компенсаторная;
  • Профилактическая
  • Научно-методическая;
  • Организационно-управленческая.

Проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судит о его цивилизованности.

Направления Адаптивной физической культуры:

  • Обучение по данной специальности направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере Адаптивной физической культуры.
  • Адаптивная физическая культура является новой для России, активно развивающейся интегративной областью образования, науки, культуры, социальной практики.
  • Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум три крупных области знания: физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику и большое количество сведений медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин.
  • Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.
  • Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.
  • Выпускники факультета востребованы образовательными учреждениями, спортивно-оздоровительными центрами, детскими и юношескими спортивными школами, физкультурно-оздоровительными и реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями, санаториями, домами отдыха. Спрос на выпускников факультета на рынке труда стабильно высокий.

Блок специальных дисциплин в основе подготовки студентов по направлению 034400.62 «Адаптивная физическая культура»

  1. Безопасность жизнедеятельности
  2. Анатомия человека
  3. Физиология человека
  4. Теория и методика физической культуры
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры
  6. Базовые виды двигательной деятельности
  7. Технологии физкультурно-спортивной деятельности
  8. Частная патология
  9. Патология и тератология
  10. Психология болезни и инвалидности
  11. Возрастная психопатология и психоконсультирование
  12. Физическая реабилитация
  13. Массаж
  14. Специальная психология
  15. Специальная педагогика
  16. Частные методики адаптивной физической культуры
  17. Научно-методическая деятельность
  18. Технологии физкультурно-спортивной деятельности
  19. Психология развития
  20. Биомеханиеа двигательной деятельности
  21. Спортивная подготовка инвалидов
  22. Комплексная реабилитация больных и инвалидов
  23. Практикум по креативной терапии
  24. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры
  25. Оздоровительные технологии в реабилитации

3) 050100.62 – Педагогическое образование (квалификация – бакалавр)

Профиль: Физическая культура

Область профессиональной деятельности: образование, социальная сфера, культура.

Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности:

  • Педагогическая;
  • Культурно-просветительская

Блок специальных дисциплин в основе подготовки студентов по направлению 050100.62 –Педагогическое образование

  1. Психология
  2. Педагогика
  3. Безопасность жизнедеятельности
  4. Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)
  5. Введение в специальность
  6. Основы медицинских знаний
  7. Анатомия
  8. Физиология человека
  9. Физиология физкультурно-спортивной деятельности
  10. Лечебная физическая культура и массаж
  11. Гигиена физических упражнений
  12. Гимнастика. Теория и методика обучения гимнастики
  13. Легкая атлетика. Теория и методика обучения лекгой атлетике
  14. Лыжный спорт. Теория и методика обучения лыжному спорту
  15. Плавание. Теория и методика обучения плаванию
  16. Социология физической культуры
  17. Правовые основы физической культуры
  18. Менеджмент и экономика физической культуры
  19. История физической культуры и спорта
  20. Научно-педагогические исследования в области физической культуры и спорта
  21. Биомеханика двигательной деятельности
  22. Основы математической обработки информации в физической культуре и спорте
  23. Педагогическое физкультурно-споротивное совершенствование

4) 050100.68 – Педагогическое образование (квалификация – магистр)

Профиль - Образование в области физической культуры
Срок обучения:
Магистр - 2 года.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100.68 – Педагогическое образование при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

Магистр педагогики подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки по направлению физическая культура, в том числе к научно- исследовательской и научно-педагогической работе в качестве научных сотрудников и преподавателей.

Основные сферы профессиональной деятельности магистра:

  • научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности
  • государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения;
  • физкультурные, физкультурно-спортивные, спортивно-зрелищные, туристические, спортивные, лечебные, реабилитационные, рекреационные и профилактические учреждения любой формы собственности.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Магистр педагоги, подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Блок специальных дисциплин в основе подготовки студентов по направлению 050100.68 – Педагогическое образование

  1. Инновационные процессы в образовании
  2. Информационные технологии в профессиональной деятельности
  3. Деловой иностранный язык
  4. Современные проблемы науки в физической культуре
  5. Педагогика спорта
  6. Инновационные образовательные технологии в области физической культуры
  7. История и методология науки в физической культуре

Для проведения занятий факультет располагает специально оборудованным учебно-спортивными комплексами, где расположены учебные аудитории, учебно-методические кабинеты, тренажерные залы и специализированные спортивные залы.

Порядок поступления на факультет физической культуры

Вступительные экзамены на факультет физической культуры по направлениям подготовки с присвоением степени «бакалавр» включают в себя три испытания, в процессе которых оцениваются общефизическая подготовка, знания по русскому языку и биологии. Экзамен по русскому языку и биологии проводится в форме ЕГЭ.

По направлению подготовки 050100.62. – Педагогическое образование

Экзамен проводится по русскому языку и обществознанию в форме ЕГЭ.

Вступительный экзамен по общей физической подготовленности состоит из многоборья, включающего в себя выполнение нормативных требований основных разделов школьной программы по физической культуре.

Экзамен по общей физической подготовленности проводится в один день в соответствии с действующими правилами соревнований по видам спорта.

Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе на основе суммарного количества зачетных баллов, набранных абитуриентами при выполнении нормативных требований экзамена по общей физической подготовленности: подтягивание на перекладине (юноши, мужчины) или сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки, женщины), наклон вперед из положения «сидя», прыжок в длину с места, бег 100 м., бег 1000 м.

Оценка результатов проводится по двум возрастным группам:

  • первая – девушки и женщины до 28 лет, юноши и мужчины до 29 лет включительно;
  • вторая – женщины старше 28 лет, мужчины старше 29 лет.

Абитуриентам, не набравшим проходной бал, предоставляется возможность обучаться на платной основе.

Будущее выпускников

Выпускник факультета подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Деятельность педагога по физической культуре направлена на развитие, обучение и воспитание субъектов образовательного процесса и различных групп населения посредством приобщения личности к освоению ценностей физической культуры.

Диплом, выдаваемый после окончания факультета, дает выпускникам право работать в различных образовательных учреждениях от детского сада до вуза, в различных видах спортивных школ, спортивных клубах, быть организаторами физической культуры, инструкторами лечебной физической культуры и физической подготовки, продолжать свое образование в аспирантуре.

Возможности продолжения образования

После окончания обучения выпускники, желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре по специальности «13.00.04. – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Возможности трудоустройства

Выпускники факультета физической культуры могут работать в высших и средних образовательных учреждениях, спортивных организациях, детско-юношеских спортивных школах, спорткомитетах различного уровня, а также во всех образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам).

Ответственный: Троян Е.И.