им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
 им.Д.И.Менделеева

Требования к кандидатским экзаменам по истории и философии науки

Допуск к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

К кандидатскому экзамену по истории и философии науки аспирант (соискатель) допускается только после сдачи реферата.

1. Тема реферата должна освещать важнейшие философские и мировоззренческие проблемы, связанные с научной специальностью. Тема согласовывается с научным руководителем и ведущим лектором по истории и философии науки.

2. Реферативная работа должна иметь оглавление, введение (в котором определяются проблемы и цель реферата), изложение содержания темы в соответствующих главах, общие выводы по проблеме, а также список использованной литературы. Реферат должен занимать 20 − 25 страниц, напечатанных 14 кеглем через полуторный интервал. Независимо от количества цитат доля оригинального авторского текста в реферате должна быть не менее 40%. Защита реферата включена в качестве одного из вопросов в экзаменационный билет и учитывается при оценке знаний на кандидатском экзамене.

 Требования на кандидатском экзамене по истории и философии науки

Экзамен сдается преимущественно в устной форме. В билете содержатся 2 вопроса. Первый вопрос − общий, второй – с учетом направления научного исследования, дополнительные вопросы – по реферативному исследованию.


Вопросы кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»

1. Возникновение и развитие философии науки.

2. Предмет философии науки. Типология представлений о природе философии науки.

3. Знание, познание и его формы.

4. Научное и вненаучное знание.

5. Наука как познавательная деятельность. Основные модели процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.

6. Особенности научного познания. Критерии научности.

7. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.

8. Наука как социальный институт. Этос науки.

9. Основные концепции о взаимоотношении философии и науки:  натурфилософская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.

10.  Философские основания науки.

11.  Проблема классификации наук.

12.  Проблема периодизации истории науки.

13.  Проблема возникновения науки. Интернализм и экстернализм.

14.  Античная наука.

15.  Наука в европейском Средневековье.

16.  Классическая наука.

17.  Неклассическая наука.

18.  Особенности постнеклассической науки.

19.  Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки. Традиции  и новации как выражение преемственности в развитии науки. Дифференциация и интеграция науки.

20.  Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий, как внедрение новых методов и открытие новых «миров».

21.  Проблема истины в научном познании. Основные концепции (корреспондентная, когерентная, элиминационный подход) и критерии истины.

22.  Метод и методология в научном познании.

23.  Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного.

24.  Классификация методов.

25.  Особенности эмпирического исследования.

26.  Специфика теоретического познания и его формы.

27.  Структура и функции научной теории.

28.  Закон как ключевой момент теории.

29.  Гипотеза как форма и метод научно-теоретического знания.

30.  Научные методы эмпирического исследования.

31.  Научные методы теоретического исследования.

32.  Общелогические методы и приемы познания.

33.  Основные черты постпозитивизма  как современной стадии развития философии науки.

34.  Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

35.  Концепция смены парадигм Т. Куна.

36.  Концепция  научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

37.  Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда.

38.  Классический и неклассический идеалы научности.

39.  Социально-гуманитарное познание, особенности объекта и предмета познания.

40.  Проблема социально-гуманитарного познания классической философии (Платон, Аристотель, И.Кант, Г.Гегель).

41.  Идеи историзма (Д.Вико, Г.Гердер, О.Шпенглер).

42.  Науки о природе и науки о культуре. Неокантианство (В.Виндельбанд, Г.Рикерт).

43.  Методология наук о духе (В.Дильтей, Г.Зиммель).

44.  Жизнь как категория социального познания (А.Бергсон, В.Дильтей).

45.  Феноменология Э.Гуссерля. Понятия «интенции», «переживания истины».

46.  Объяснение, понимание и интерпретация в социально-гуманитарных науках. Герменевтика Г.-Г.Гадамера.

47.  Структурный метод в социально-гуманитарных науках (Р.Барт, М.Фуко).

48.  Природа ценностей и их роль в социальном познании.

49.  Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

50.  Логика социальных наук К.Поппера


Основная литература по общей истории и философии науки:

1. Булдаков, С.К. История и философия науки / С.К.Булдаков. – М., 2008.

2. Войтов, А.Г. История и философия науки / А.Г.Войтов. – М., 2005.

3. Ивин, А.А. Современная философия науки /А.А.Ивин. – М., 2005. 

4. История и философия науки (Философия науки) / Е.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. ; ред. Ю.В.Крянев, Л.Моторина. – М., 2008. 

5. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки / В.А.Канке. – М., 2004. 

6. Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г.Лешкевич. – М., 2006. 

7. Лешкевич, Т.Г. Философия науки / Т.Г.Лешкевич. – М., 2008. 

8. Лось, В.А. История и философия науки. Основы курса /  В.А.Лось. – М., 2005.

9. Наука и квазинаука / В.М.Найдыш, Е.Н.Гнатик, В.Н.Данилов и др.; ред. В. М. Найдыш. – М., 2008.

10. Философия науки / ред. Матяш Т.П. – Ростов-на-Дону,2006. 


Дополнительная литература:

1. Кохановский, В. П. Философия и методология науки: учебник для выс­ших учебных заведений. – Ростов-на-Дону,  1999.

2. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: учеб. пособие / В.П.Кохановский, Е.В.Золотухина, Т.Г.Лешкевич, Т.Б.Фатхи. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Микешина, Л.А. Философия науки: учеб. пособие / Л.А.Микешина. – М., 2006.

4. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л.Никифоров. – М., 1998.

5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В.Ушаков. – М., 2005.

6. Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. В.И.Купцова. – М.,1996.

7. Философия науки. Методология и история конкретных наук: учеб. пособие. – М., 2007.

8. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов. – М., 2006.

Ответственный: Колина В.В. / 23.01.2014
Где, вступительное слово круглый стол бесплатная юридическая помощь.