ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
ТГСПА им.Д.И.Менделеева

Открытие первобытного искусства

01.06.2019

Открытие первобытного искусства эпохи палеолита в конце XIX века сразу же раздвинуло временные рамки мирового искусства до 30 тыс. до н. э., включая область не только историческую, но и географическую. Обзор палеолитической живописи не был бы полным, если не упомянуть еще один интереснейший памятник, обнаруженный на территории России, на Урале.

Изучение палеолитической живописи в пещерах Европы выявило относительно узкое их сосредоточение в районе Пиренеев (Южная Франция, Северная Испания). Однако памятники палеолитического искусства малых форм и монументальных наскальных изображений встречаются по всей территории Западной и Восточной Европы и в Сибири. Перед русскими учеными стояла сложная задача не только открыть и изучить памятники, но и доказательно определить их возраст. Среди всех находок большое значение для мировой культуры имело открытие в 60-е годы XX века в районе Южного Урала замечательного памятника палеолитической живописи - пещеры Шульган-Таш, или Каповой. Среди изображений этой пещеры - фигуры семи мамонтов, двух носорогов и лошадей. Интересно отметить, что Каповая пещера была описана еще в 1760 году и затем упоминалась вплоть до XX века. В 1960-1964 годах пещера исследовалась специальной экспедицией Института археологии Академии наук под руководством О.Н. Бадера. Живопись, обнаруженная на глубине от входа на расстоянии около 300 м, исполнена красной краской, включая контурные и силуэтные изображения. Нужно пройти техосмотр машины? Закажите диагностическую карту онлайн и не тратьте свое время и нервы.

Памятники датируются раннемадленским периодом - 25 тыс. до н. э. Систематизация материала позволила выявить несколько групп изображений: профильные рисунки верхнего яруса представляют идущих животных - среди них лошадь, мамонты, носороги. Рисунки выполнены силуэтно, с расплывчатыми контурами и закраской внутри. Изображения, сделанные в разных масштабах, не составляют композиции. Интересно наблюдение О.Н. Бадера относительно приемов работы, где он пишет, что каждую фигуру наносили на стену отдельно и не одновременно с другими, а на протяжении сравнительно небольшого промежутка времени.