ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Д.И.Менделеева
официальный   сайт
Посев научный взойдет для жатвы народной... (Д.И.Менделеев)
Контакты:
Русский English
ТГСПА им.Д.И.Менделеева

Увлечение НЛП

24.05.2016

Мы не будем здесь рассматривать особенности конкретных сект, которых сейчас очень много. Этот вопрос достаточно хорошо освещен в соответствующей литературе [12, 64]. Отметим только, что среди сект есть и такие, которые используют серьезные научные достижения. В определенной степени к такому типу относятся группы или организации, занимающиеся так называемым нейролингвистическим программированием (НЛП). Идеология и приемы НЛП возникли на базе весьма продвинутых методов гипноза и внушения, разработанных М. Эриксоном и его учениками. Как всегда, большие научные достижения могут использоваться и на благо человека, и во вред ему. На опасность увлечения НЛП указывают авторитетные исследователи гипноза и внушения.

У некоторых читателей отсюда может возникнуть вопрос, нет ли какого-то сходства между сектой и традиционной религией, существующей в обществе. Актуальность этого вопроса обусловлена, в частности, еще и тем, что многие секты именуют себя религиозными и обосновывают свое существование тезисом о свободе религиозных убеждений. На самом деле между «религией» любой секты, в том числе и являющейся каким-то экзотическим ответвлением от традиционной религии, и последней существуют принципиальные различия. Как раз экзотичность верований секты, ее приверженность культу ее основателя является одним из радикальных отличий любой секты от традиционной религии.

Традиционная религия развивалась вместе с культурой народа, взрастившего ее. Даже если она когда-то возникла в виде культа, вследствие многовекового ее развития она испытала влияние многих выдающихся личностей, влияние культуры народа, в которой она развивалась, его обычаев и традиций. Религия перестает быть чем-то догматическим и в ней появляются живительные ростки подлинной жизни. В отношении православия это проявляется, например, в некоторых остатках языческих культов, вошедших в христианство, в связанных с религиозными обрядами обычаях православных народов, взрастивших его. Обычаи эти существовали в течение многих веков и воздействовали не только на жизнь народа, но и на его религию. Поэтому православие, впитавшее душу русского народа, стало для него родным и, возможно, его душой. Подчеркнем еще раз, что любая секта всегда воплощает какую-то в той или иной мере экзотическую веру ее основателя. Людям, находящимся под ее влиянием, некоторые особенности этой веры оказываются чем-то близкими. Но чаще всего в секту человек попадает вследствие слабости собственной личности, каких-то неудач или неустроенности жизни.