Советский период (1917 - 1991 гг.)
Ликвидация безграмотности. Появление первого российского паспорта, первых трудовых списков (трудовые книжки), первых учебников и учебных пособий, литературы - 20-30-х годов издания. Борьба с беспризорностью и организация общества «Долой неграмотность». Открытие первых детских дошкольных учреждений, первых педагогических учебных заведений и педагогических курсов.
Процесс становления советской единой трудовой школы в крае прослеживался через деятельность первых учителей новой школы.
В 30-40-е годы XX столетия (предвоенные годы) советская школа значительно укрепилась, расширилась подготовка пе¬дагогических кадров, открылись татарское педучилище, высшие учебные заведения в Тюмени и Тобольске. Проведена Всероссийская аттестация учителей, организованы курсы подготовки и переподготовки педагогов.
В 1930 году решением Президиума ВЦИК РСФСР на Тюменском Севере были организованы Ямало-Ненецкий и Остяко-Вогульский (ныне Ханты-Мансийский) национальные округа.
Была проведена первая Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народов Севера (1932).
Предвоенный период характеризовался повышением патриотического воспитания подрастающего поколения. В этом большую роль играли не только общеобразовательные школы и учебные заведения, но и внешкольные учреждения: городские и районные дома пионеров, спортивные и музыкальные школы, станции юных натуралистов и технического творчества, художественные студии. Широкое распространение получили самодеятельные творческие объединения учащихся, массовая сдача нормативных оборонно-спортивных комплексов «Будь готов к труду и обороне», «Юный ворошиловский стрелок» и другие.
Период Великой Отечественной войны отмечен героизм работников народного образования, студентов и учащихся, ушедших на фронт.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. подвергла советскую школу суровому испытанию.
«Мужественно переносили мы все тяготы войны, - вспоминала заслуженный учитель школы РСФСР Надежда Николаевна Попова. - В летнее время заготовляли топливо для школы: выкапывали из ила бревна на берегу Иртыша, пилили, кололи их и таскали дрова с берега в школу; производили текущий ремонт школы, собирали теплые вещи и посылали их защитникам Родины...».
В годы войны в нашу область были эвакуированы детские дома из Москвы, Ленинграда, Запорожья и других районов страны. Действовали 86 детских домов, в которых жили 94 тысячи воспитанников — это были сироты или дети, потерявшие связь с родителями. В Тобольске находилось 11 детских домов.
В годы Великой Отечественной войны на территории нашей страны оказались тысячи польских детей, многие из которых потеряли родителей. Для них, по договоренности с находящимся в лондонской эмиграции правительством Сикорского, была организована сеть школ и детских домов. На территории Тюменской области разместились несколько польских детских домов. Один из них осенью 1942 года был открыт и в Тобольске.
Послевоенный период характерен активизацией деятельности отделов народного образования и школ по выполнению Закона о всеобуче. Были разработаны программы «минимум» и «максимум» по его выполнению. Упорядочен учет и контроль. Школьные фонды всеобуча улучшили обеспечение нуждающихся детей одеждой и обувью, учебниками и учебными принадлежностями, горячим питанием. С детьми, которые не могли посещать школу, проводились индивидуальные занятия. В ре¬зультате к 1950/51 учебному году количество школ в области выросло до 1950, а учащихся - до 184,2 тысячи человек.
Значительно увеличился выпуск из педагогических учебных заведений, в 1948 году открылся Ишимский учительский институт - третий в области, что способствовало улучшению обеспечения школ педагогическими кадрами. С 1948 года значительно повысилось материальное положение учителей. Постановление Совета Министров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ».
Позитивную роль в оживлении и частичной демократизации школьной жизни сыграл принятый в 1958 году общесоюзный Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране». В Тюменской области в 1959-1960 гг. была; проделана большая работа по расширению сети восьмилетних школ и охвату всеобучем городских и сельских школ.
Новый качественный этап развития Тюменской школы был обусловлен открытием и освоением крупнейших месторождений нефти и газа на Тюменском Севере в последней трети XX века. Деловое сотрудничество нефтегазовых предприятий и отделов народного образования принесло свои плоды. Быстро росли масштабы школьного строительства. Количество средних образовательных школ увеличилось с 209 до 443.
К началу последнего десятилетия XX века в Тюменской области сложилась комплексная государственная система народного образования. В 1990 году в области работало 1535 школ всех типов с количеством учащихся 538 тысяч человек.
Статья Г. Полозковой «Так лучше» в «Учительской газете» об учителе географии средней школы № 3 г. Тюмени Е.Е. Мельнике
Очерк Д. Копылова в газете «Тобольская правда» — о ректоре Тобольского пединститута В.М. Дерябине
Из воспоминаний ветерана педагогического труда З.М. Отрадных - о первых пионерских отрядах в Тобольске
Из постановления президиума Тобольского горсовета - о платности в учреждениях народного образования г. Тобольска
Содержание экспозиции музея включает следующие разделы:
Интерьер Школы ликвидации безграмотности населения;
Экспозиция строительства новой школы ликвидации безграмотности и беспризорности. Содержит уникальные экспонаты;
Экспозиция, посвященная развитию пионерского движения;
Экспозиция о первом педагогическом техникуме в Тюменском регионе в котором впервые было создано отделение народов Севера;
Экспозиция, посвященная началу развития национальных школ на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах;
Экспозиция, посвященная расцвету советской школы;
Экспозиция, посвященная восстановлению Тобольского учительского института (1939 г.);
Экспозиция, посвященная развитию народного образования в Тюменском регионе в военные годы.
Литература:
Бонифатьева Г.Т. Музей народного образования Тюменской области. Путеводитель. – Тобольск: ТГИАМЗ, 1997. – 23 с.
Бонифатьева Г.Т. Музей учителя. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – 76 с.
Бонифатьева Г.Т., Прибыльский Ю.П. Музей народного образования Тюменской области. – Тобольск: ТГИАМЗ, 2002. – 39 с.
Бонифатьева Г., Прибыльский Ю. Имя твое – Учитель. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 304 с.
Тобольский биографический словарь. / Софронов В.Ю., Прибыльский Ю.П. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2004. – 576 с.
Рощевский П.И. Декабристы в тобольском изгнании. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1975. – 168 с.