Тобольское косторезное искусство
Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, находимого по берегам северных рек. Еще в петровские времена изделия тобольских косторезов вывозились на продажу в европейскую часть России. В девятнадцатом веке резьбой по кости занимались ссыльные поляки, рисунки для некоторых изделий выполнял известный художник М.С. Знаменский, который впоследствии и сам увлекся косторезным ремеслом.
Изделия из тобольской резной кости представляют собой миниатюрные скульптуры, чаще всего изготовленные из обработанной по специальным технологиям кости или бивней мамонта, бизона, оленя, зуба кашалота. Посредством своеобразного пластического языка, эти миниатюры чаще всего изображают бытовые сценки из жизни северных народов.
Косторезное ремесло берет свое начало в глубокой древности. Его самые ранние образцы, обнаруженные археологами, относятся к каменному веку. Впервые художественной обработкой кости стали заниматься коренные жители Севера — ханты, манси, ненцы. Изготовлявшиеся ими изделия чаще всего носили культовый характер, прежде всего это были амулеты, декоративные украшения одежды, орудия охоты. Первые произведения резной кости русских мастеров относятся к Х веку. На Руси первые центры косторезного ремесла сформировались в Поморье. Для изделий тобольской кости характерна острая наблюдательность простых бытовых сцен.
Косторезное дело в Тобольске, как считают некоторые ученые, ведет начало с XVII в. Во всяком случае, в начале XVIII в. в этом городе резали из кости вещи, а затем – круглую скульптуру.
Новый этап в развитии косторезного промысла был связан с пребыванием в Тобольске плененных во время Северной войны шведов. Всего в Тобольске в 1710 по 1721 годы находилось около 1000 пленных шведских солдат и офицеров. Среди них были искусные ремесленники: токари, кузнецы, столяры, сапожники, портные, живописцы, серебряных и золотых дел мастера, а также косторезы. Изделия шведско-тобольских умельцев пользовались спросом в Тобольске, а также расходились по всей России.
В 1860-х годах тобольская косторезная традиция вновь обогатилась художественными и техническими навыками Европы. Дело в том, что после подавления польского восстания начала 60-х годов XIX века немало поляков было отправлено в Сибирь на каторгу или в ссылку, часть из них попала в Тобольск. Среди последних оказались мастера-ремесленники, в том числе и косторезы, принявшиеся за ремесло с тем, чтобы улучшить своё материальное положение. Из числа ссыльных поляков-косторезов наиболее известны были Игнатий Пляпос и Шафнагель. Поляки сотрудничали с местными тобольскими мастерами. Именно поляки обучили резьбе по кости известного тобольского художника той поры, воспитанника декабристов М.С. Знаменского. А он в свою очередь поделился приобретёнными навыками и художественными канонами с мастерами-земляками: Фурсовым, братьями Филимоновыми, Терентьевым. Например, совместно с Филимоновым М.С.Знаменский сработал блюдо из берёзового капа, украшенное ажурным орнаментом из мамонтовой кости.
В 70-е годы ХIХ века в тобольском косторезном промысле начинается новый этап. Производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос. В 1874 г. тобольский землемер, любитель археологии и этнографии И.Е. Овешков открыл косторезную мастерскую, получившую затем наименование Сибирской. Известностью пользовалась также «Образцовая сибирская мастерская», созданная в 1839 г. Ю.И. Мельгуновой. Славились произведения мелкой пластики, выполненные художниками-косторезами И. Плянасом, П. Терентьевым, Гуяновым и др.
В 1920–е годы создаётся в Тобольске музей изящных искусств и художественно – промышленные мастерские с отделением резьбы по кости, а в 1928-ом году у косторезов появился свой цех при Многопромсоюзе. Через пять лет курировать работу тобольских резчиков стал московский научно – исследовательский институт художественной промышленности.
В 1960 году создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, позднее она преобразована в закрытое акционерное общество. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов.
На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности.
Впервые изделия тобольских косторезов были отмечены на Екатеринбургской выставке в 1887 г., а затем – на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде. Сегодня изделия дореволюционных тобольских косторезов можно увидеть в экспозиции Тобольского исторического музея-заповедника.
В годы первой мировой войны косторезный промысел Тобольска испытывал кризис. Но резчики в городе были, и они бережно передавали свое искусство молодым мастерам. В 1929 г. усилиями резчиков В. Денисова и Т. Пескова был организован косторезный цех при артели «Кустарь». Затем, в 1933 г., он разросся и выделился в самостоятельную артель «Коопэкспорт». После Великой Отечественной войны артель стала именоваться фабрикой.
Работы тобольских косторезов, показанные на международных выставках (Париж, 1937; Ньй-Йорк, 1939; Брюссель, 1958; Осака, 1970; США, 1974), завоевали почетную известность и признание. В 1975 г. фабрика была награждена орденом «Знак Почета».
В конце 50-х - в 60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же главное место занимает скульптура.
В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов. Произведения, созданные мастерами Ю.Н. Замятиным, А.Г. Ананьиным, Н.Д. Фофановой, М.К. Куль-маметовым, Н.Н. Кугаевской, выпускаются массовыми тиражами. Сифанур Алыкова работает над созданием женских украшений.
За полуторавековой период деятельности здесь накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая раз личная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музея.
Материалы предоставлены художественно-графическим факультетом им. Д.И. Менделеева. 2011 г.