Гуманистическая теория детского развития (А. Маслоу)

Под «потребностью» в психологии мотивации подразумевается нужда в чем-либо. возникающая в результате расхождения между существующими запросами и возможностями их удовлетворить. Многие потребности в период взросления возникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат уже описанные биологические и когнитивные перемены. Так, потребность в сексуальном удовлетворении появляется только после развития соответствующих биологических механизмов, а потребность в самореализации и признании в качестве взрослого - только вместе с определенными когнитивными, мотивационными и экономическими предпосылками. Маслоу разработал иерархическую классификацию потребностей, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней. Эта иерархия выглядит следующим образом:

1.                      физиологические потребности;

2.                      потребность в безопасности;

3.                      потребность в любви и привязанность;

4.                      потребность в общественном статусе;

5.                      потребность в самореализации и индивидуальном развитии.

 Хотя можно использовать и другие категории, предложенная модель позволяет достаточно хорошо классифицировать значительное количество потребностей, характерных для периода взросления. В свете данной концепции Гаррисоны описывают потребностную сферу подростков следующим образом:

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.

2. Потребность в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в юношеском возрасте. усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у референтной группы в семье и за ее пределами.

3. Потребность в независимости. Наступление зрелости и требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливается благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столкновение с родительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных  конфликтов.  Стремление к независимости  обуславливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.

4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его -потребность в сексуальной активности, а наряду с этим - в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночество и непонятости окружающими широко распространено у подрастающего поколения на Западе, хотя наблюдается не у всех молодых людей, а сравнение различных культур не подтверждает его универсального характера.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе (в возрасте 8-10 лет) не испытывал жесткого внешнего контроля, место которого заняло собственной стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский период собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. В западной культуре здесь ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация и развитие собственного «Я» означают проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительной мере корректирует с формированием благоприятного представления о себе самом. Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. В то время как у подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном конформизме, это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности. Проявление указанных потребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность в безопасности, проявляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей, групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются в зависимости от эпохи. Например, имеются экспериментальные данные, которые свидетельствуют, что девушки и женщины всех возрастных групп почти без исключения пугливее, чем лица мужского пола » (данные о дошкольном возрасте редки, так как в большинстве случаев сведения получены путем анкетирования). Показатели эмоциональной устойчивости у девочек ниже, чем у мальчиков, начиная примерно с 13 лет. Женщины хуже справляются с некоторьми тестами на интеллект именно из-за своей боязливости. Однако есть все основания не считать ее неотъемлемой чертой «слабого пола»: во-первых, исходя из повседневного опыта, а во-вторых, судя по результатам изучения животных, а также по ослабляющему страх действию эстрогенов. Кроме того, более высокие оценки собственной боязливости в анкетах женщин могут объясниться их большей откровенностью, т.е. готовностью признаться в этом «недостатке». Однако независимо от того, действительно человек пугливый или это ему кажется, уже само такое представление о себе должно сказываться на его самооценке и успехах. Девушки меньше уверены в себе уже в старших классах школы, чаще ожидают провалов или не склонны стремиться к высоким достижениям. Однако, например, среди чернокожих в США школьные и профессиональные успехи женщин выше и соответствующая мотивация выражена у них сильнее, чем у мужчин. Возможно, противоречивые в отношении успеха социальные требования к женскому полу порождают особый тип страха: высокие достижения и успех считаются скорее неженским делом, а это сталкивает девочку, особенно с началом полового созревания, с дилеммой; либо нравиться мальчикам, либо быть хорошей ученицей. Такой конфликт, выражающийся в форме «боязни успеха», мужскому полу не свойственен.